Урал и Зауралье
В разделе – 11 городов и 8 поселков
Здесь собраны сведения о городах, расположенных на Транссибе в регионе Урала и Зауралья – от Верещагино на западе Пермского края и до Ишима в Тюменской области. Все районные центры (не города) и крупные станции, не являющиеся райцентрами, также включены в этот раздел. В случае богатого исторического прошлого или большого количества достопримечательностей конкретного города выделена отдельная справка.
Города в разделе отсортированы строго по их расположению вдоль Транссибирской магистрали, с запада на восток от Москвы. Интернет-ресурсы отобраны субъективно, исходя из их информационной ценности.
Населенные пункты: г. Верещагино, пгт. Майский,г. Пермь, г. Кунгур, с. Усть-Кишерть, пгт.Шаля,г. Первоуральск, г. Екатеринбург, пгт. Белоярский, г. Богданович, г. Камышлов, пгт. Пышма, пгт. Тугулым, г.Тюмень, г. Ялуторовск, г. Заводоуковск, пгт. Омутинский,пгт. Голышманово, г. Ишим.
г. Верещагино, Пермский край |
||||
Город районного подчинения, райцентр (Верещагинский район). Основан: в 1898, статус города с 1942. Координаты: 58-06 с.ш., 54-43 в.д. Расположен в Предуралье. Поясное время: +2 от московского. Площадь города: 17 кв. км. Население: 22,9 тыс. (1959); 24,6 тыс. (1989); 24,9 тыс. (1998); 22,7 тыс. (2006). Переименования: Очерская (1898-?), Вознесенская (?-1915). |
||||
1314 км Транссиба: станция Верещагино, южная сторона (с 1899). Свердловская ж-д. Электрифицирована в 1961, пост. ток.Экономика: Комбинаты хлебопродуктов и молочный, предприятие “Верещагинский трикотаж”. Заводы: по ремонту путевых машин и производству запчастей, железобетонных конструкций. В Верещагинском районе выращивают пшеницу, овёс, кормовые культуры, картофель, овощи. Скотоводство (молочно-мясного направления), птицеводство. Месторождения торфа, нефти, известняка, мергеля.Культура и музеи: Краеведческий музей. |
||||
История: Основан в 1898 при строительстве железной дороги Пермь – Вятка как станция Очёрская (позднее Вознесенская). Переименован в 1915 в честь русского художника-баталиста В.В. Верещагина. |
пос. Майский, Пермский край |
|||
Поселок городского типа (1975), подчинен г. Краснокамск. Поясное время: +2 от московского. |
|||
1387 км Транссиба: станция Чайковская, южная сторона (с 1899). Свердловская ж-д. Электрифицирована в 1961, пост. ток. Экономика: Производство стройматериалов, сельское хозяйство. |
|||
г. Пермь | ||||
Центр Пермского края РФ и Пермского района. Основан: в 1781, статус города с 1781. 7 городских районов, подчиненные поселки: Новые Ляды. Координаты: 58-00 с.ш., 56-19 в.д. Город расположен в Среднем Предуралье, на р. Кама, ниже впадения в неё р. Чусовая. Поясное время: +2 от московского. Площадь города: 798 кв. км. Население: 306 тыс. (1939); 629 тыс. (1959); 1094,1 тыс. (1989); 1018,1 тыс. (1999); 993,3 тыс. (2006). Переименования: Пермь (1781-1940), Молотов (1940-1957). Средние температуры: январь -15, апрель +3, июль +18, октябрь +1 |
||||
1434 км Транссиба: вокзал Пермь-2, северная сторона (с 1896). Свердловская ж-д. Электрифицирована в 1961, пост. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Пассажирские станции в черте города: Закамск, Курья, Пермь-Сортировочная, Блочная, Кабельная, Пермь-1, Балмошная, Левшино, Голованово. Узел железных дорог (3 направления – на Киров, Екатеринбург, Чусовскую). Трамвай, троллейбус. Порт на р. Кама.Экономика: Пермь – крупный центр тяжёлой промышленности, преимущественно машиностроения. Ведущие предприятия: АО – “Пермские моторы” (авиадвигатели, оборудование для пищевой и лёгкой промышленности), “Мотовилихинские заводы” (ракетно-космическая техника, нефтепромысловое оборудование, автокраны, узлы и детали к автомобилям, высококачественная сталь и прокат), “Машиностроительный завод имени Дзержинского” (оборонная продукция, металлообрабатывающее оборудование, мотопилы, насосы), ПО “Велта” (ракетно-космическая техника, оборудование для отраслей АПК, медтехника, велосипеды), “Авиадвигатель”, “Инкар” (ракетно-космическая техника, карбюраторы, электропилы), “Телта” (телефоны и др.), “Морион” (аппаратура дальней связи), завод “Машиностроитель” (оборонная продукция, оборудование для пищевой промышленности, автоприцепы), приборостроительное объединение (навигационное оборудование). Развита топливная промышленность – АО “Лукойл-Пермнефтеоргсинтез”, объединение “Пермнефть”. Химическая – ПО “Галоген” (технический бром и йод, пластмассы), АО – “Пемос” (стиральные порошки), “Сорбент” (химические поглотители, активированный уголь), “Камтекс” (синтетические красители, краски, серная кислота и др.). Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность: целлюлозно-бумажный, фанерный комбинаты, печатная фабрика “Гознак” (специальные виды бумаги). Лёгкая и пищевая промышленность. АО “Красный Октябрь” (пиломатериалы, пианино и др.), НПО “Биомед” (лекарственные средства). В пределах Перми расположена Камская ГЭС.Наука, образование: Университет. Технический университет. Медицинская академия. Институты: сельскохозяйственный, педагогический, искусств и культуры и др. Научно-исследовательские институты Пермского научного центра Уральского отделения РАН.Культура и музеи: Театры: оперы и балета им П.И. Чайковского (основан в 1870), драматический, кукол, юного зрителя. Мировой известностью пользуется пермская балетная школа (Хореографическое училище, основано в 1945). Филармония. Цирк. Художественная галерея. Краеведческий музей (филиал – диорама “Декабрьское вооружённое восстание 1905 в Мотовилихе”). Архитектура и достопримечательности: Петропавловский |
||||
История: На месте современной Перми в начале 17 в. существовала деревня Егошиха, где в 1723 был построен медеплавильный завод с посёлком. В 1781 на месте Егошихинского посёлка заложен новый город, названный Пермь – центр Пермского наместничества. С 1796 губернский центр. В 1781-98 и 1807-31 здесь находилось главное Горное управление Уральских заводов. В начале 19 в. Пермь – крупнейший в Прикамье речной порт. В 1846 установлено регулярное судоходство по Каме. В 1863 через Пермь проложен Сибирский тракт, в 1878 построена Уральская железная дорога. Пермь была местом политической ссылки. В 1812-14 сюда был сослан М.М. Сперанский, в 1835 – А.И. Герцен, 1880-81 – В.Г. Короленко. В 1863 у посёлка Мотовилиха, близ Мотовилихинского медеплавильного завода (основан в 1738 к северу от Перми), вырос Мотовилихинский пушечный завод, ставший позднее одним из крупнейших металлообрабатывающих предприятий Урала (позднее посёлок Мотовилиха слился с Пермью). Дореволюционная Пермь была административным, торгово-складским и транзитно-транспортным, а также культурным центром Урала. С 1938 центр Пермской области. С 2006 года центр Пермского края. В годы Великой Отечественной войны в Пермь были эвакуированы многие крупные промышленные предприятия из Европейской части СССР. |
г. Кунгур, Пермский край |
||||
Город краевого подчинения, райцентр (Кунгурский район). Основан: в 1663, статус города с 1781. Координаты: 57-24 с.ш., 57-02 в.д. Расположен в Предуралье, при впадении рек Ирень и Шаква в р. Сылва (бассейн Камы). Поясное время: +2 от московского. Площадь города: 69 кв. км. Население: 36 тыс. (1939); 64,8 тыс. (1959); 81,8 тыс. (1989); 75,5 тыс. (2000); 68 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
1535 км Транссиба: станция Кунгур, северная сторона (с 1909). Свердловская ж-д. Электрифицирована в 1963, пост. ток.Экономика: НПО “Турбобур” (95% российского производства турбобуров и винтовых забойных двигателей, агрегаты для ремонта нефтяных и газовых скважин). АО “Кунгур-обувь” (кожаная, в т.ч. армейская обувь). Завод художественных изделий (сувениры из камня, майолика), фабрика музыкальных инструментов (гитары), ремонтно-механический завод, швейная, трикотажная фабрики, предприятия пищевой промышленности. В Кунгурском районе выращивают рожь, пшеницу, овёс, ячмень, картофель, овощи. Мясо-молочное скотоводство, птицеводство. Месторождения нефти, газа, каменной соли, поделочных камней, гипса, огнеупорных и кирпичных глин, минеральных вод и др.Культура и музеи: Краеведческий музей.Архитектура и достопримечательности: Преображенская церковь (1781), Никольский собор, бывший Гостиный двор с торговыми рядами (1865-76, арх. Р.О. Карвовский), Зыряновская богадельня (1881, ныне хирургическое отделение больницы), склады купцов Копаковых (19 в., ныне Дом культуры). На окраине Кунгура, на правом берегу Сылвы – уникальный памятник природы – Кунгурская пещера. В Кунгурском районе – ботанический заказник Спасская гора (участок ковыльной степи). |
||||
История: Основан на р. Кунгурка в 1648, в 17 км выше устья р. Ирень. В 1662 был сожжён башкирами. В 1663 перенесён на современное место (бывшее село Мысовское) и отстроен как крепость. В 1774 выдержал осаду войск Е.И. Пугачёва. В начале 18 в. зародилось кожевенно-обувное производство (в 1724 построен кожевенный завод). К середине 18 в. был одним из крупнейших населённых пунктов Урала. С 1759 здесь находилось Пермское управление горными заводами. С 1781 уездный город Пермского наместничества (с 1796 губернии). К концу 18 в. значительный пункт транзитной торговли (в т.ч. хлебом) на Сибирском тракте, центр кожевенного производства Пермской губернии. Были широко известны кунгурский канат и льняное масло. К концу 19 в. значительный промышленный (в т.ч. производство кожаной обуви, перчаток, рукавиц) и культурный центр. |
с. Усть-Кишерть, Пермский край |
|||
Село, райцентр (Кишертский район). Находится на р. Барда. Поясное время: +2 от московского. |
|||
1555 км Транссиба: станция Кишерть, южная сторона (с 1909). Свердловская ж-д. Электрифицирована в 1963, пост. ток. Экономика: Сельское хозяйство. |
|||
пос. Шаля, Свердловская обл. |
|||
Поселок городского типа (1942), райцентр (Шалинский район). Поясное время: +2 от московского. |
|||
1669 км Транссиба: станция Шаля, южная сторона (с 1909). Свердловская ж-д. Электрифицирована в 1962, пост. ток. Экономика: Сельское хозяйство. |
|||
г. Первоуральск, Свердловская обл. |
||||
Город областного подчинения. Основан: в 1732, статус города с 1933. Подчиненные поселки: Билимбай, Кузино, Новоуткинск Координаты: 56-55 с.ш., 59-54 в.д. Расположен у северного подножия Коноваловского хребта, на р. Чусовая (приток Камы). Поясное время: +2 от московского. Площадь города: 210 кв. км. Население: 44 тыс. (1939); 90 тыс. (1959); 143,3 тыс. (1989); 135,7 тыс. (1999); 132,9 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
1771 км Транссиба: станция Первоуральск, северная сторона (с 1910). Свердловская ж-д. Электрифицирована в 1962, пост. ток.Экономика: Новотрубный завод (основан в 1930, производство стальных бесшовных труб и баллонов), ПО “Хромпик”. Заводы: динасовый (производство кислых огнеупоров из кварцитов горы Караульной), по ремонту горного оборудования, санитарно-технических изделий, радиотелевизионного оборудования. Крупное производство стройматериалов (заводы: комплексных металлоконструкций, трубчатых строительных конструкций и др.). Близ Первоуральска – добыча железной руды, известняка и доломита.Наука, образование: Факультет Уральского технического университета. |
||||
История: Возник в 1732 близ впадения р. Шайтанка в Чусовую как посёлок при железоделательном Васильево-Шайтанском заводе. С 1920-х гг. на его базе был создан первый Уральский завод цельнотянутых и катаных труб (ныне – филиал Новотрубного завода), который дал название посёлку – Первоуральск. |
г. Екатеринбург |
||||
Центр Свердловской области РФ. Основан: в 1723, статус города с 1796. 7 городских районов, подчиненные поселки: Кольцово, Северка, Шабровский, Широкая Речка. Координаты: 56-50 с.ш., 60-43 в.д. Расположен на восточном склоне Среднего Урала по берегам р. Исеть (приток Тобола). Поясное время: +2 от московского. Площадь города: 1000 кв. км. Население: 423 тыс. (1939); 779 тыс. (1959); 1298 тыс. (1989); 1270,7 тыс. (1999); 1308,4 тыс. (2006). Переименования: Екатеринбург (до 1924), Свердловск (1924-1991). Средние температуры: январь -16, апрель +2, июль +17, октябрь +1 |
||||
1814 км Транссиба: вокзал Екатеринбург-Пассажирский, южная сторона (с 1878). Свердловская ж-д. Электрифицирована в 1942, пост. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Управление Свердловской ж-д. Пассажирские станции в черте города: Екатеринбург-Сортировочный, Шарташ, Путевка, Аппаратная, Восточная, Уктус, Керамик. Узел железных дорог (7 направлений – на Пермь, Казань, Челябинск, Курган, Тюмень, Тавду, Нижний Тагил). Метро (с 1991, 1 линия). Трамвай, троллейбус.Железнодорожные подробности: В 1872 году началась постройка дороги Пермь – Нижний Тагил – Екатеринбург. Первый вокзал (ныне воинский) был построен в 1881 году, архитектор Губонин. Второй вокзал (который действовал до 1998 года, а теперь на реконструкции) был построен в 1910 году, арх. К.Т.Бабыкин и был одноэтажным. А вот в 1939 году его реконструировали (арх. Г.П. Валенков и В.И. Смирнов) – и вполне возможно, что в связи с переводом пассажирских перевозок на северную ветку Транссиба. Новый вокзал (современный, пристроенный к вокзалу 1939 года) был сдан в 1994 году. Правда, в проекте он был другим – планировалась эстакада над путями и горизонтальный эскалатор до метро, но обошлись новым тоннелем. Станция Шарташ раньше называлась Екатеринбург-II (именно на эту станцию привезли Николая-II в 1918 году).Экономика: Ведущие отрасли: машиностроение (преимущественно тяжёлое) и металлообработка. ПО “Уралмаш”, машиностроительный завод имени М.И. Калинина, ПО “Уральский оптико-механический завод”, завод “Уралхиммаш” (оборудование для химической промышленности), “Уралэлектротяжмаш” (основной российский поставщик крупных электрических машин), Турбомоторный завод. Заводы: транспортного машиностроения, “Пневмостроймашина”, подшипниковый, машиностроительный имени В.В. Воровского, “Свердлесмаш”, торгового машиностроения, компрессорный, инструментальный и другие. Видное место принадлежит чёрной металлургии – Верх-Исетский металлургический завод, сталелитейные цеха ведущих машиностроительных заводов. Развивается химическая – заводы: резинотехнических изделий, шинный, пластмасс и др., химико-фармацевтическая отрасли – заводы: медицинских препаратов, по производству антибиотиков. Ведущие предприятия лёгкой промышленности – камвольный комбинат, ПО “Одежда” и “Уралобувь”, кожгалантерейное объединение “Звезда”, меховая фабрика. Крупное производство стройматериалов. Широко известны изделия завода “Уральские самоцветы”.Наука, образование: В городе – около 140 научно-исследовательских, конструкторских и проектных институтов и организаций. Уральский центр РАН. Уральский государственный университет. Институты: политехнический, горный, архитектурный, медицинский, педагогический, сельского хозяйства, электромеханический, инженеров железнодорожного транспорта, юридический, лесотехнический и др. Консерватория. Культура и музеи: Театры: оперы и Архитектура и достопримечательности: Екатеринбург |
||||
История: Город заложен в 1721 В.Н. Татищевым как горнозаводской, культурный и торговый центр Урала. Официальной датой основания считается 7(18) ноября 1723 г., когда вступила в строй первая очередь Казённого металлургического завода на р. Исеть и развернулось широкое городское строительство. Исетский завод и крепость при нём вскоре были названы Екатеринбургом (в честь императрицы Екатерины I). В Екатеринбурге находились Уральское горное управление и Горнозаводская школа. Близ города строились Верх-Исетский, Верхнеуктусский (Елизаветинский) металлургический заводы, впоследствии слившиеся с Екатеринбургом. В 18 в. в Екатеринбурге возникла промышленность по обработке камня (в 1751 была построена гранильная фабрика по производству ваз, шкатулок и других изделий из малахита, порфира). В 1763 от Москвы через Екатеринбург в Сибирь был проложен Сибирский тракт. С 1781 Екатеринбург – центр Екатеринбургской области, с 1796 – уездный город Пермской губернии. Екатеринбург сыграл большую роль в создании золотодобывающей промышленности России. Здесь плавились добываемые в окрестных рудниках золотые руды. С 1840-х гг. Екатеринбург становится центром металлообработки, а с конца 19 в. – важным железнодорожным центром Урала (в 1878 соединён железной дорогой с Пермью). В ночь с 17 на 18 июля 1918 в Екатеринбурге были расстреляны бывший российский император Николай II и его семья. К началу 20 в. Екатеринбург – один из крупнейших уездных городов Европейской части России. С 1919 центр Екатеринбургской губернии, с 1923 – Уральской области. В 1924-91 назывался Свердловск (в честь Я.М. Свердлова). С 1934 центр Свердловской области. С 1930-х гг. в городе строились крупные заводы, главным образом машиностроительные и металлообрабатывающие. |
пос. Белоярский, Свердловская обл. |
|||
Поселок городского типа (1962), райцентр (Белоярский район). Расположен на р. Пышма. Поясное время: +2 от московского. |
|||
1870 км Транссиба: станция Баженово, южная сторона (с 1885). Свердловская ж-д. Электрифицирована в 1976, пост. ток. Экономика: Белоярская АЭС. |
|||
г. Богданович, Свердловская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Богдановичский район). Основан: в 1885, статус города с 1947. Координаты: 56-47 с.ш., 62-02 в.д. Расположен на восточном склоне Среднего Урала, на р. Кунара (правый приток Пышмы). Поясное время: +2 от московского. Площадь города: 23 кв. км. Население: 19,1 тыс. (1959); 36,2 тыс. (1989); 36,4 тыс. (1998); 32,1 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
1913 км Транссиба: станция Богданович, северная сторона (с 1885). Свердловская ж-д. Электрифицирована в 1976, пост. ток. Узел железных дорог (4 направления – на Екатеринбург, Тюмень, Челябинск, Серов).Экономика: Заводы – огнеупорных изделий, шпалопропиточный, фарфоровый, комбикормовый. Мебельная фабрика, мясо- и хлебокомбинаты. Предприятия по производству стройматериалов. |
||||
История: Возник в 1883-85 как ж.д. станция при строительстве железной дороги Екатеринбург – Тюмень. Назван в честь государственного деятеля Е. В. Богдановича, одного из инициаторов строительства железных дорог на Урале. |
||||
г. Камышлов, Свердловская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Камышловский район). Основан: в 1668, статус города с 1781. Координаты: 56-52 с.ш., 62-33 в.д. Расположен на левом берегу р. Пышма (бассейн Оби), при впадении в неё р. Камышловка. Поясное время: +2 от московского. Площадь города: 52 кв. км. Население: 9,9 тыс. (1926); 30,1 тыс. (1959); 33,5 тыс. (1989); 31,8 тыс. (1998); 28,4 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
1957 км Транссиба: станция Камышлов, южная сторона (с 1885). Свердловская ж-д. Электрифицирована в 1980, пост. ток.Экономика: Предприятия по обслуживанию ж.д. транспорта, кожевенное объединение. Заводы – “Урализолятор”, стройматериалов, электротехнический, “Лесхозмаш”, металлообрабатывающий, дорожных машин. Швейная фабрика, молочный завод, птицекомбинат.Культура и музеи: Историко-краеведческий музей.Архитектура и достопримечательности: Архитектурные памятники 19 – начала 20 вв.: Покровский собор, здания типографии, бывшей мужской гимназии и др. В 7 км к западу от Камышлова, на берегу Пышмы, в сосновом бору – бальнеоклиматический курорт Обухово. |
||||
История: Основан в 1667 г. на р. Камышловка (левый приток Пышмы, из татарского камышлы “камышовая”, которая русскими некоторое время называлась Камышенка) как острог Камышевский, с 1687 г. Камышловская слобода. В середине 18 в. через слободу прошёл Сибирский тракт. С 1781 г. уездный город Камышлов. |
пос. Пышма, Свердловская обл. |
|||
Поселок городского типа (1943), райцентр (Пышминский район). Находится на р. Пышма при впадении в нее р. Юрмач. Поясное время: +2 от московского. |
|||
1997 км Транссиба: станция Ощепково, южная сторона (с 1885). Свердловская ж-д. Электрифицирована в 1980, пост. ток. Экономика: Сельское хозяйство. |
|||
пос. Тугулым, Свердловская обл. |
|||
Поселок городского типа (1962), райцентр (Тугулымский район). Находится на р. Тугулымка. Поясное время: +2 от московского. |
|||
2079 км Транссиба: станция Тугулым, южная сторона (с 1885). Свердловская ж-д. Электрифицирована в 1980, пост. ток. Экономика: Сельское хозяйство. |
|||
г. Тюмень | ||||
Центр Тюменской области РФ, Тюменского района. Основан: в 1586, статус города с 1782. 3 городских районов, подчиненные поселки: Мелиораторов. Координаты: 57-10 с.ш., 65-33 в.д. Город расположен в Западной Сибири, на берегах р. Тура (приток Тобола). Поясное время: +2 от московского. Площадь города: 225 кв. км. Население: 79 тыс. (1939); 150 тыс. (1959); 476,8 тыс. (1989); 502,5 тыс. (1999); 542,5 тыс. (2006). Переименования: не было. Средние температуры: январь -16, апрель +3, июль +18, октябрь +1 |
||||
2139 км Транссиба: вокзал Тюмень, северная сторона (с 1885). Свердловская ж-д. Электрифицирована в 1980, пост. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Узел железных дорог (3 направления – на Екатеринбург, Омск, Тобольск). Пассажирские станции в черте города: Войновка. Троллейбус. Порт на р. Тура.Экономика: Тюмень – организационный центр нефтегазодобывающей промышленности (нефтегазовые месторождения Обь-Иртышского Севера), город пересекают линии нефтепроводов. Ведущие отрасли промышленности – машиностроение и металлообработка, деревообработка, химическая, лёгкая и пищевая. Среди основных предприятий – моторостроительное ПО, АО “Завод автотракторного электрооборудования”. Заводы: аккумуляторный, судостроительный, “Строймаш”, “Нефтемаш”, медицинского оборудования и инструментов. АО – “Тюменьлес”, “Тюменьмебель”, “Домостроительный комбинат”, “Кросно” (шерстяные ткани и пряжа). Химико-фармацевтический завод. Фабрики: овчинно-меховая, ковровая, швейная, обувная. Мясной, молочный, мельничный, рыбный комбинаты. ТЭЦ. Один из крупнейших финансовых центров России.Наука, образование: Университет. Медицинская академия. Институты: индустриальный, инженерно-строительный, сельскохозяйственный, искусств и культуры.Культура и музеи: Театры: драматический, кукол. Филармония. Цирк. Областной краеведческий музей (основан в 1879). Музей “Штаб-квартира В.К. Блюхера” (в 1919 в Тюмени формировалась его 51-я перекопская дивизия). Архитектура и достопримечательности: Историческая |
||||
История: Тюмень – первый русский город в Сибири. Основан как острог в 1586 воеводами И. Мясиным и В.Б. Сукиным в устье р. Тюменка (приток Туры), на месте возникшего в 14 в. татарского города Чимги-Тура, взятого Ермаком в 1581. С 17 в. важный транспортный транзитный пункт на торговом пути из Сибири в Китай, значительный ремесленный центр. Были развиты кузнечное дело, литьё дорожных колокольчиков, выделка кож, мыловарение. С 1709 в составе Сибирской губернии, с 1782 уездный город Тобольского наместничества (с 1796 губерния). К началу 19 в. Тюмень – значительный центр обрабатывающей промышленности Западной Сибири (ведущая отрасль – кожевенная). Экономическое значение Тюмени ещё более возросло в 1840-е гг. с открытием в Сибири речного пароходства (в 1838 в Тюмени был построен первый в Сибири пароход) и с постройкой в 1885 железной дороги Екатеринбург – Тюмень. Во второй половине 19 в. в городе получили широкое развитие судостроение, лесная и рыбная промышленность, ковроткацкое производство. Тюмень была крупным торгово-финансовым центром Западной Сибири, здесь ежегодно проходила летняя ярмарка, одна из крупнейших в Сибири. В 19 в. Тюмень стала перевалочным пунктом для переселенцев и ссыльных (в городе находился приказ о ссыльных, регистрировавший и распределявший их по Сибири). С 1934 центр Обь-Иртышской области. С 1944 – Тюменской области. |
г. Ялуторовск, Тюменская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Ялуторовский район). Основан: в 1639, статус города с 1782. Координаты: 56-40 с.ш., 66-18 в.д. Расположен в Западной Сибири, на левом берегу р. Тобол (приток Иртыша). Поясное время: +2 от московского. Площадь города: 52 кв. км. Население: 13,6 тыс. (1939); 20,2 тыс. (1959); 36,8 тыс. (1989); 37,0 тыс. (1998); 36,6 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
2212 км Транссиба: станция Ялуторовск, южная сторона (с 1913). Свердловская ж-д. Электрифицирована в 1983, пост. ток.Экономика: ПО молочно-консервной промышленности, мясокомбинат. Заводы: по ремонту сельскохозяйственных машин, лесопильный, железобетонных изделий.Культура и музеи: Музей декабристов (в доме, где жил М.М. Муравьёв-Апостол). |
||||
История: Основан в 1639 как острог Ялуторовский (позднее слобода) на месте татарского городища Явлу-Тур. В 1782 слобода преобразована в уездный город Ялуторовск Тобольского наместничества (с 1796 – губернии). В 19 в. был местом политической ссылки. |
г. Заводоуковск, Тюменская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Заводоуковский район). Основан: в 1729, поселок городского типа с 1941, статус города с 1960. Координаты: 56-29 с.ш., 66-32 в.д. Расположен в Западной Сибири, на левом берегу р. Тобол (приток Иртыша). Поясное время: +2 от московского. Площадь города: 21 кв. км. Население: 8,7 тыс. (1959); 25,8 тыс. (1989); 26,8 тыс. (1998); 25 тыс. (2006). Переименования: Уковская (1729-1787), Заводоуковское (1787-1941). |
||||
2236 км Транссиба: станция Заводоуковская, южная сторона (с 1913). Свердловская ж-д. Электрифицирована в 1983, пост. ток.Экономика: Машиностроительный завод “Тюменсельмаш”, мехлесхоз, швейная фабрика.Архитектура и достопримечательности: Близ Заводоуковска – источники термальных минеральных вод (водолечебница). |
||||
История: Известен с 1729 как деревня Уковская. С 1787 волостное село Заводоуковское. В начале 1900-х гг. при строительстве железной дороги Тюмень – Омск возникла станция Заводоуковская (были построены вокзал, казармы для рабочих). С 1941 рабочий посёлок. Город с 1960. |
||||
пос. Омутинский, Тюменская обл. |
|||
Поселок городского типа (1959), райцентр (Омутинский район). Находится на р. Вагай. Поясное время: +2 от московского. |
|||
2306 км Транссиба: станция Омутинская, северная сторона (с 1913). Свердловская ж-д. Электрифицирована в 1984, пост. ток. Экономика: Сельское хозяйство. |
|||
пос. Голышманово, Тюменская обл. |
|||
Поселок городского типа (1948), райцентр (Голышмановский район). Поясное время: +2 от московского. |
|||
2350 км Транссиба: станция Голышманово, северная сторона (с 1913). Свердловская ж-д. Электрифицирована в 1984, пост. ток. Экономика: Сельское хозяйство, пищевая промышленность. |
|||
г. Ишим, Тюменская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Ишимский район). Основан: в 1687, статус города с 1782. Координаты: 56-11 с.ш., 69-28 в.д. Расположен в Западной Сибири, на левом берегу р. Ишим (приток Иртыша). Поясное время: +2 от московского. Площадь города: 65 кв. км. Население: 31 тыс. (1939); 47,8 тыс. (1959); 66,3 тыс. (1989); 63,2 тыс. (1998); 64,8 тыс. (2006). Переименования: Коркина слобода (1687-1782). |
||||
2428 км Транссиба: станция Ишим, южная сторона (с 1913). Свердловская ж-д. Электрифицирована в 1984, пост. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов.Экономика: Заводы: машиностроительный (производство тракторных прицепов), “Ишимсельмаш” (сеялки, автокары и др.), механический (ремонт железнодорожного транспорта, производство запчастей к тепловозам). Фабрики: обувная, швейная, мебельная. Предприятия пищевой промышленности: маслосыркомбинат, мясокомбинат, пивоваренный завод. Производство стройматериалов. В Ишимском районе выращивают пшеницу, рожь, овёс, просо, гречиху. Животноводство мясо-молочного направления. Месторождения кирпичных глин.Наука, образование: Педагогический институт.Архитектура и достопримечательности: Богоявленский собор (1793). В Ишимском районе памятник природы – Синицинский бор (лесной массив с участками реликтового леса и редкими видами растений, в т.ч. папоротников). В 12 км от Ишима, в селе Ершово (бывшее Безруково) родился русский писатель П.П. Ершов. |
||||
История: Известен с 1687 как Коркина слобода. Город Ишим с 1782. В 19 в. ежегодно проходила Никольская ярмарка, одна из крупнейших в Западной Сибири. |