Электрификация Транссиба
Хронология электрификации великой трансконтинентальной магистрали (1929 – 2002)
Основным источником данных для этой страницы послужила неприметная книжка в мягком картонном переплете, с не очень аккуратной компьютерной версткой, изданная в Ризографии ЦНИИТЭИ МПС, г. Москва. Называется она “Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 г. по 1990 г.”, составитель Г.М. Афонина; а рецензентом ее был знаменитый В.А. Раков. Несмотря на неказистость этой книжки, она является просто бесценным кладезем информации по истории железных дорог – других таких источников по полноте информации практически нет. Просто хочется сказать огромное спасибо всем тем, кто собрал и систематизировал эти сведения!
Завершение электрификации Транссиба: материалы
Условные обозначения к таблице:
1 – Год ввода электрифицированного участка в постоянную эксплуатацию, 2 – Участок, станции (названия даны на момент ввода), 3 – Железная дорога (названия даны на момент ввода), 4 – Длина участка в километрах, 5 – Род тока и напряжение в kV (= постоянный, ~ переменный), 6 – Примечания.
Примечания (графа 6):
А – Участок переведен на напряжение =3000 В в 1956 г. Был временно демонтирован в 1941-42 гг.
Б – Участок был временно демонтирован в 1941-42 гг.
В – Участок был переведен на переменный ток ~25 кВ в 1995 г.
Год | Участок (от – до) | Железная дорога | Км | Ток | 6 |
1929 | Москва-Пасс. – Мытищи | Северные | 18 | =1500 | А |
1930 | Мытищи – Правда | Северные | 18 | =1500 | А |
1931 | Правда – Софрино | Северные | 9 | =1500 | А |
1933 | Софрино – Загорск | Северные | 25 | =1500 | А |
1937 | Загорск – Александров | Ярославская | 42 | =3000 | Б |
1942 | Екатеринбург – Екатеринбург-Сорт. | им. Л.М.Кагановича | 3 | =3000 | |
1951 | Чулымская – Обь | Томская | 115 | =3000 | |
1952 | Обь – Новосибирск-Гл. | Томская | 16 | =3000 | |
1953 | Барабинск – Чулымская | Омская | 171 | =3000 | |
1953 | Куломзино – Омск – Московка | Омская | 18 | =3000 | |
1954 | Татарская – Барабинск | Омская | 155 | =3000 | |
1955 | Московка – Татарская | Омская | 162 | =3000 | |
1956 | Называевская – Куломзино | Омская | 144 | =3000 | |
1956 | Иркутск-Сорт. – Слюдянка-1 | Восточно-Сибирская | 134 | =3000 | В |
1958 | Черемхово – Иркутск-Сорт. | Восточно-Сибирская | 123 | =3000 | В |
1958 | Александров – Ярославль-Гл. | Северная | 170 | =3000 | |
1958 | Новосибирск-Гл. – Тайга | Томская | 286 | =3000 | |
1959 | Зима – Черемхово | Восточно-Сибирская | 120 | =3000 | В |
1959 | Чернореченская – Красноярск – Клюквенная | Красноярская | 275 | ~25К | |
1959 | Тайга – Мариинск | Томская | 148 | =3000 | |
1960 | Тайшет – Зима | Восточно-Сибирская | 419 | ~25К | |
1960 | Мариинск – Чернореченская | Красноярская | 241 | ~25К | |
1960 | Клюквенная – Тайшет | Красноярская | 287 | ~25К | |
1961 | Балезино – Пермь-2 | Свердловская | 242 | =3000 | |
1962 | Надеждинская – Владивосток | Дальневосточная | 47 | ~25К | |
1962 | Шаля – Екатеринбург | Свердловская | 137 | =3000 | |
1962 | Ярославль-Гл. – Данилов | Северная | 75 | =3000 | |
1963 | Пермь-2 – Шаля | Свердловская | 245 | =3000 | |
1963 | Свеча – Киров | Горьковская | 138 | ~25К | |
1963 | Уссурийск – Надеждинская | Дальневосточная | 81 | ~25К | |
1964 | Киров – Балезино | Горьковская | 236 | ~25К | |
1968 | Данилов – Буй – Номжа | Северная | 225 | ~25К | |
1969 | Мысовая – Улан-Удэ | Восточно-Сибирская | 164 | ~25К | |
1969 | Екатеринбург – Шарташ | Свердловская | 5 | =3000 | |
1969 | Номжа – Шарья – Свеча | Северная | 238 | ~25К | |
1970 | Слюдянка-1 – Мысовая | Восточно-Сибирская | 160 | ~25К | |
1970 | Улан-Удэ – Петровский Завод | Восточно-Сибирская | 143 | ~25К | |
1972 | Петровский Завод – Декабристы | Забайкальская | 5 | ~25К | |
1973 | Чита-1 – Карымская | Забайкальская | 100 | ~25К | |
1974 | Декабристы – Чита-1 | Забайкальская | 406 | ~25К | |
1976 | Шарташ – Богданович | Свердловская | 94 | =3000 | |
1979 | Бира – Хабаровск-1 | Дальневосточная | 217 | ~25К | |
1980 | Хабаровск-1 – Хабаровск-2 | Дальневосточная | 10 | ~25К | |
1980 | Богданович – Тюмень | Свердловская | 225 | =3000 | |
1981 | Архара – Бира | Дальневосточная | 226 | ~25К | |
1981 | Тюмень – Войновка | Свердловская | 9 | =3000 | |
1983 | Белогорск – Архара | Забайкальская | 214 | ~25К | |
1983 | Войновка – Вагай | Свердловская | 136 | =3000 | |
1984 | Карымская – Шилка | Забайкальская | 150 | ~25К | |
1984 | Шимановская – Белогорск | Забайкальская | 143 | ~25К | |
1984 | Вагай – Называевская | Свердловская | 279 | =3000 | |
1985 | Ушумун – Шимановская | Забайкальская | 121 | ~25К | |
1986 | Сковородино – Ушумун | Забайкальская | 296 | ~25К | |
1987 | Ерофей Павлович – Сковородино | Забайкальская | 195 | ~25К | |
1988 | Шилка – Чернышевск-Забайкальский | Забайкальская | 142 | ~25К | |
1988 | Могоча – Ерофей Павлович | Забайкальская | 205 | ~25К | |
1990 | Чернышевск-Забайкальский – Зилово | Забайкальская | 83 | ~25К | |
1993 | Ксеньевская – Могоча | Забайкальская | 107 | ~25К | |
1993 | Хабаровск-2 – Кругликово | Дальневосточная | 43 | ~25К | |
1994 | Зилово – Ксеньевская | Забайкальская | 129 | ~25К | |
1996 | Кругликово – Вяземская | Дальневосточная | 76 | ~25К | |
1998 | Вяземская – Бикин | Дальневосточная | 105 | ~25К | |
1999 | Сибирцево – Уссурийск | Дальневосточная | 68 | ~25К | |
2000 | Бикин – Губерово | Дальневосточная | 83 | ~25К | |
2001 | Свиягино – Сибирцево | Дальневосточная | 95 | ~25К | |
2002 | Губерово – Ружино – Свиягино | Дальневосточная | 175 | ~25К | |
2002 | 25 декабря – завершение электрификации Транссибирской магистрали, станция Ружино [фото] |