ТехосмотрВнутренности

Внутренности

 Внутренности
Обычно пассажирам не разрешают сюда смотреть. Уповают на безопасность. А зря. Сделать железные дороги более открытыми - значит сделать их более популярными. На авиашоу разрешают лазить по самолёту и садиться за штурвал - так почему бы не устроить подобное ж.д.-шоу? Хотя бы виртуальное.
Итак, здесь собраны фотографии внутренностей электровозов, тепловозов.

Электровозы

Серия Содержание Краткий комментарий
ЧС2 ЧС2К-214.
Рабочее место машиниста

(AB)
Сразу бросаются в глаза красные краны в центре фотографии. Это тормозные краны. При их переключении срабатывают пневматические системы торможения локомотива либо всего поезда, в зависимости от того, какой из двух кранов был переключен. Как видите, краны всегда под рукой машиниста. Выше и правее их - скоростемер.
ВЛ11 ВЛ11.
Рабочее место машиниста

(@ZN)
Крайняя слева - это рация. Её трубка снята и лежит на пульте. Чуть правее над приборной панелью - САУТ - система автоматического управления тормозами, которая показывает расстояние до сигнала и запас скорости. Если запас скорости равен нулю, автоматически срабатывают тормоза.
На контроллере нижняя рукоятка служит для управления электровозом в режиме тяги. Рукоятку можно перевести в одну из 37 позиций. При её переводе на первую позицию тяговые двигатели соединяются последовательно, создаётся замкнутая цепь двигателей вместе с полностью введёнными пусковыми сопротивлениями. При переходе с первой позиции на последующие до 16-ой, из схемы последовательно выводятся все сопротивления. На 16-ой позиции могут быть применены четыре ступени ослабления поля. При переходе с 16-ой на 17-ую позицию двигатели соединяются последовательно-паралельно (4 ТД паралельно другим четырём), сопротивления вводятся в схему. При перемещении рукоятки с 17-ой по 27-ую позицию сопротивления постепенно выводятся. На 27-ой позиции могут быть применены четыре ступени ослабления поля. При переходе с 27-ой на 28-ую позицию ТД соединяются паралельно. Аналогично выводятся сопротивления с 28-ой по 37-ую позиции. На 37-ой позиции могут быть применены четыре ступени ослабления поля. Верхней рукояткой эти четыре ступени ослабления поля и выставляются - движением от себя. А движением на себя управляют режимом рекуперации1. Николай Зайцев (Курган)
ВЛ85 ВЛ85.
Рабочее место машиниста

(EZ)
Кабина самого большого в мире электровоза отличается от кабин остальных современных электровозов в основном только своей шириной. Отдельные блоки - унифицированные, как скоростемер, тормозные краны, "руль"... Все они такие же, как и у старшего брата этой машины - электровоза ВЛ80. Однако, здесь - более удобная посадка машиниста - его проходу к сидению ничего не мешает. Это достигнуто за счёт того, что рычаг передвинут дальше от машиниста - левее руля. Обращает на себя внимание неприкрытость трубопроводов, ведущих к тормозным кранам, что, безусловно, облегчает контроль и обслуживание, однако, с эстетической точки зрения, всё-таки, не очень хорошо.
ЭП10 ЭП10-001.
Вид с места машиниста

(DS)
Внизу справа - монитор бортового компьютера. На него выводится информация о текущем состоянии систем локомотива, что заменяет большое число аналоговых приборов перед глазами машиниста. Левее - блок радиостанции, чуть ниже его закреплён микрофон. Слева дальше - пульт помощника машиниста. Над всеми панелями установлены солнцезащитные козырьки. В центре фотографии - блок системы автоматического управления тормозами. Выше - локомотивный светофор. Здесь он имеет горизонтальную конструкцию, в отличие от остальных серий локомотивов, где локомотивные светофоры расположены вертикально.
ЭП10-001.
Пульт машиниста

(DS)
Весьма удобная и симпатичная конструкция места машиниста. Прямо перед глазами - аналоговые вольтметры и амперметры, правее выше - электронный скоростемер. На кране нет лишних выступающих деталей, всё предельно удобно (с виду) и функционально. Рядом с правой рукой - необходимое и достаточное количество тумблеров, весьма компактно расположенных. Чуть левее - оргстекло, под которым зажимаются предупреждения. Солнцезащитный экран полностью закрывает верхнюю часть окна. Словом, не наши же делали - швейцарцы - ADtranz.
1 Рекуперация - режим торможения двигателя, при котором часть механической энергии (с вращающихся с избыточной скоростью осей колёсных пар) передаётся на ротор, превращается в электрическую и возвращается в сеть. Использование режима рекуперативного торможения позволяет экономить значительное количество электроэнергии.

Тепловозы

Серия Содержание Краткий комментарий
ТЭ3 Рабочее место машиниста
(@IA)
50-е гг. Это многое объясняет. Приборов - минимум. Тормозной кран - под левой рукой. Видимо, это сделано для того, чтобы, если что-либо случится с машинистом, помощник имел доступ к системе торможения. Скоростемер расположен тоже слева. Нет солнцезащитных экранов, но это компенсируется низкими окнами - солнце может появиться только на закате либо на восходе. Сверху слева виден вентилятор. Преимущество - вокруг машиниста много свободного пространства, его движения не стеснены.
2М62 Кабина машиниста
(@IA)
70-е гг. Прогресс налицо. Самая интересная часть - это руль. Но не подумайте, колёса он не поворачивает. С помощью "руля" регулируется ток якорной цепи двигателя. Ведь в тепловозах стоят не двигатели внутреннего сгорания, а всё те же двигатели постоянного тока. Преимущество ДПТ в том, что в них сама собой наличествует обратная связь по напряжению за счёт противоЭДС (ЭДС - электродвижущая сила), что позволяет поддерживать постоянной скорость вращения ротора. Однако, по аналогии с автомобильным рулевым колесом, сдаётся, что внутренний обод предназначен для подачи гудков. В отличие от ТЭ3, тормозные краны расположены под правой рукой.
 Материалы
  • Управление паровозом (интересная статья с исчезнувшего сайта Григория Харькова. Найдена с немалым трудом через "машину времени" Интернета)
  • ЭКСКЛЮЗИВ! Электровоз ЭП2 - свежая информация о ещё не построенном локомотиве (компоновка)
Уважаемые посетители! Пишите нам, если хотите дополнить раздел -
ваши комментарии, мнение, поправки, новые данные...
В начало
страницы



Страница создана 6 января 2003 года.