На главную...
ИсторияИстория станцийЗабайкальск
Rambler's Top100
В исторический раздел Пограничный разъезд номер 86
(затем Отпор, а ныне Забайкальск)
 Опубликовано: Дорога - это жизнь... (100 лет Забайкальской ж.д.), стр. 141-143, Чита, 2000
10 февраля 1901 года на строящуюся Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД) из России прошел первый поезд от российской станции Мациевская до китайской станции Маньчжурия. В 1903 году КВЖД была пущена в эксплуатацию. С началом русско-японской войны 1904-1905 годов пропускной способности для военных перевозок стало явно не хватать. В течение лета 1904 года было срочно построено 58 разъездов, в том числе и разъезд номер 86 на перегоне Мациевская - Маньчжурия. Известно, что в 1906 году начальником разъезда был Павел Крейц.

Этот разъезд на самой границе между двумя государствами стал сначала станцией Отпор, а затем крупной перегрузочной станцией Забайкальск. В годы гражданской войны разъезд номер 86 фигурирует, как первый раздельный пункт железной дороги на российской территории, который занял со своими войсками атаман Семенов. Дальнейшее развитие разъезда номер 86 определялось его пограничным положением и состоянием советско-китайских отношений. В марте 1924 года были парафированы соглашения и декларации об общих принципах урегулирования советско-китайских отношений, о совместном и равноправном управлении КВЖД и по некоторым другим пограничным вопросам. По договору вводился контрольно-пропускной пункт на ст. Мациевская, а по разъезду номер 86 организована пограничная застава. Железнодорожное хозяйство разъезда тогда особого развития не получило, так как основная работа по приему и обработке поездов проводилась по станции Маньчжурия. Пассажирские поезда ходили из Иркутска и Читы до станции Маньчжурия. В перечне грузов, завозимых на разъезд номер 86, кроме дров, ничего не значилось.

В 1929 году возник конфликт на советско-китайской границе и на линии КВЖД. 27 мая маньчжурские войска разгромили советское консульство в Харбине, 10 июля захватили КВЖД и организовали ряд провокаций на границе. Эти действия китайских властей вынудили советское правительство 16 августа 1929 года разорвать дипломатические отношения с гоминьдановским Китаем и принять необходимые меры по укреплению дальневосточных границ. Была организована Особая Дальневосточная армия под командованием В.К. Блюхера.

В ночь с 16 на 17 ноября значительные силы китайских войск при поддержке артиллерии начали наступление на станицу Абагайтуевскую и разъезд № 86. Наступление отбили. Для пресечения дальнейших провокаций наши войска перешли границу, окружили китайские группировки под Маньчжурией и Чжалайнором, разбили их, после чего были отведены на свою территорию. Этим событиям была посвящена песня А. Поморского со словами:

Но если скажет страна труда:
Винтовку в руки! В карьер! В упор!
Товарищ Блюхер, даешь отпор!..

На станции Отпор после войныСлово "отпор" было у всех на слуху. Им были названы газета Забайкальской группы войск, а разъезд номер 86 был переименован в станцию Отпор. Чуть позже организуется железнодорожная газета с названием "Отпор". В книге "Знакомство с Китаем и китайцами" член-корреспондент Академии наук СССР М.И. Сладковский, служивший в 1932-1933 годах пограничником на станции Отпор, дает такое описание станции:
"Утром по пути в столовую мы увидели все "улицы и проспекты" города Отпор, именно всего девять зданий - жилых и административных. Эти здания и вокзал размещались по левую (в направлении границы) сторону железнодорожной линии, на склоне холма, переходящего в невысокие горы. С правой стороны железной дороги на многие километры простирались степные долины. Никаких строений здесь не было, но предполагалось сооружение небольшой электростанции и водокачки. Вдали, примерно в километре от станции на восток, возвышалась пограничная арка, проходя под которой паровоз давал пограничный гудок. У арки, с левой стороны, виднелась высокая дозорная вышка постовых пограничников, с правой стороны, у железнодорожного переезда, примерно в 200 метрах от вокзала, стояла казарма рабочих железнодорожников и гарнизонная баня".

25 июня 1934 года от этой арки был дан старт велопробегу семи военнослужащих Отпор-Москва. Новый этап истории станции связан с переменами в международной обстановке. В 1932 году Япония установила контроль над всей территорией Маньчжурии и стала чинить препятствия деятельности КВЖД, стремясь изолировать ее от советских железных дорог. Обеспечивать нормальную деятельность КВЖД стало сложно, и 23 марта 1935 года она была продана властям Маньчжоу-Го и перешита ими на колею 1435 мм. В 1934-1936 годах на станции Отпор строится несколько путей, треугольник для разворота паровозов, гидроколонки, товарный пакгауз, хлебозавод, небольшая электростанция, несколько жилых домов.

В 1945 году при вступлении советских войск на территорию Китая КВЖД вновь была перешита на колею 1524 мм, и через станцию Отпор обеспечивались все необходимые воинские перевозки. М.И. Сладковский описывает этот период: "Отпор неузнаваемо преобразился. Он был совсем не похож на тот спокойный пограничный разъезд, каким я его видел в начале 30-х годов. Раньше в Отпоре было лишь две железнодорожные линии и один запасной тупик. Сейчас же мы увидели целую сеть железнодорожных линий, забитых эшелонами. Это была уже крупная, многопутевая станция".

Новый вокзал ЗабайкальскаПосле провозглашения Китайской Народной Республики ускоренными темпами проектировались и строились объекты Отпора. Строительство в основном велось силами железнодорожных войск. Именно в этот период построены все существующие парки станции, перегрузочные места, пункт перестановки вагонов, жилые дома, клуб. Труд строителей дал возможность во много раз увеличить переработку экспортных и импортных грузов. Станция получила самый красивый на дороге железнодорожный вокзал. Начал ходить международный поезд Москва - Пекин.

В 1958 году, по просьбе Китайского правительства, станция Отпор была переименована в Забайкальск. В 1966 году поселок Забайкальск стал районным центром. Охлаждение отношений с Китаем в 70-х годах приостановило немного развитие станции и поселка, но уже с 1975 года товарооборот стал восстанавливаться, а затем и расти. Началась реконструкция практически всех станционных устройств, строительство современного жилья и коммунального хозяйства. Построены здание Представительств, спортзал, гостиница. Организованы новые предприятия: дистанция погрузо-разгрузочных работ и дистанция гражданских сооружений. Значительно изменилась технология работы станции. Компьютеризирована товарно-экспедиционная контора, работает автоматизированная система управления пограничной станцией, аналогов которой в России нет.

Многие командиры Забайкальской дороги прошли через эту станцию. Среди них А.И. Довгялло, Д.В. Едаков, В.А. Знаемский, Л.Г. Зыков, И.Г. Ладыгин, О.Д. Лупежов, А.Е. Сидоркович и многие другие. История станции Забайкальск неразрывно связана с жизнью страны, области и нашей дороги.

А. Ведмидь

Рейтинг@Mail.ru Присылайте нам ссылки на интересные статьи о Транссибе и БАМе!
Или просто пишите - комментарии или свое мнение об этой статье...
В начало
страницы
На главную...

Входные алюминиевые двери цена в России.
1998-2014 "Веб-энциклопедия Транссиба"; Сергей Сигачев, Михаил Крайнов. Все права защищены.
Копирование информации разрешается только в некоммерческих целях со ссылкой
на источник (www.transsib.ru) и авторов материалов. Копирование фотоснимков со
страниц сайта без предварительной договоренности запрещается.

Страница создана 23 апреля 2001 года.