Верстовая нумерация Забайкальской линии и ошибки на открытках
Автор: Сигачев Сергей Геннадьевич (Хабаровск)
Изучая старые открытки Великого Сибирского Пути, изданные в изобилии в конце XIX – начале XX века, я обратил внимание на то, что тексты к ним часто не соответствовали истинному положению дел. Первая и наиболее распространенная ошибка заключалась в том, что перевиралась верстовая нумерация изображенного в открытке места. Еще одна ошибка касается датировки события: т.е. оно в указанный год выглядело уже не так или еще не так. Третья, гораздо более редкая, ошибка касалась самого описания достопримечательности или вида, который был на открытке отпечатан.
И открыток с ошибками на этом сайте собрано уже несколько. Рассмотрим, например, изображение долины Хилка Забайкальской линии (фрагмент открытки приводится слева).
В аннотации к открытке указано, что это “Полотно жел. дор. по берегу р. Хилка на 640 версте”. Так ли это? При внимательном подходе обнаруживается, что 640-я верста Забайкальской линии находится аж за Яблоновым хребтом, намного восточнее. А издатель передвинул этот вид долины Хилка… на 200 верст! Т.е. он мог находиться на 440-й версте (что наиболее вероятно по состоянию местности), но никак не на 640-й и даже не на 540-й версте. Или, допустим, вот еще открытка: “Вид Петровскаго железоделательного завода на 201-й версте”. И тоже вранье: станция Петровский Завод находилась на 288-й версте, а завод на 1-2 версты восточнее, т.е. на 289-290 верстах.
А вот ошибки погрубее: на открытке написано: “Кругобайкальская жел. дор. Граница Маньчжурии и России”. Что сказать об этом? Издатель перенес изображенное место на добрую тысячу километров западнее. Ведь сама по себе Кругобайкальская дорога заканчивалась на станции Мысовая на Байкале; затем начиналась более чем 1000-верстная Забайкальская дорога, а граница России и Маньчжурии находилась еще в 300 км юго-восточнее Забайкальской дороги, на ветке к Китайско-Восточной линии, проложенной через степное Забайкалье.
Вот и еще такая же грубая ошибка: “Кругобайкальская жел. дор. Станция Китайский разьезд” (на самом деле этот разъезд находится в 778 верстах от ближайшей станции Кругобайкальской линии – Мысовой).
Еще примеры грубых ошибок: открытка с надписью “Ст. Курган”, где на самом деле изображен первый вокзал Красноярска; или открытка “Кругобайкальская ж.д. Дорога через тайгу близ ст. Выдрино” (близ Выдрино нет и в помине никаких тоннелей, а место это на самом деле находится на участке Кругобайкалки, удаленном от Выдрино далеко к западу, более чем на 100 км).
В чем же причина этих многочисленных ошибок? Дело в том, что 90 – 100 лет назад Великий Сибирский Путь был очень популярен – про него много писали, о нем говорили. И, конечно, тогдашние издатели спешили заработать на интересе читателя: зачастую открытки, посвященные этой величайшей железнодорожной артерии, выпускали мелкие издательства, без достаточной проверки помещенного в них содержания и надписей. Вот и результат.
Итак, для облегчения ориентировки я хочу привести точную верстовую нумерацию Забайкальской линии: именно на открытках, посвященных этому участку Великого Сибирского Пути, обнаружен наибольший процент ошибок. Внимательно просматривая исторические снимки, можно самостоятельно поискать дореволюционные глюки 🙂
Пункт Забайкальской линии | Верста |
Мысовая | 0 |
Посольская | 44.5 |
Селенга | 79.5 |
Татаурово | 118 |
Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) | 153.5 |
Онохой | 187 |
Заиграево | 207 |
Илька | 229 |
Горхон | 256 |
Кижа | 269.5 |
Петровский Завод | 288 |
Баляга | 305.5 |
Тарбагатай | 319 |
Толбага | 336.5 |
Хохотуй | 358.5 |
Бада | 380.5 |
Тоннель Шотхоте (длина 30.5 сажени) | 395 |
Жипхеген | 403 |
Хилок | 428 |
Гыршелун | 444.5 |
Хушенга | 463 |
Харагун | 483.5 |
Тайдут | 503 |
Загарино | 522 |
Могзон | 541 |
Гонгота | 560 |
Сохондо | 570 |
Яблоновый перевал, наивысшая точка | 590 |
Знаменитый тоннель (на самом деле галерея, длина 39.56 саж) | 591 |
Яблоновая | 602 |
Кука | 615 |
Ингода | 636.5 |
Черновский | 652 |
Чита (ныне Чита-1) | 672.5 |
Чита-Город, после 1903 (ныне Чита-2) | 677 |
Атамановский | 690 |
Кручина | 707 |
Маккавеево | 728 |
Карымская | 766.5 |
Китайский разъезд (ныне Тарская) | 778 |
Урульга | 805.5 |
Савинский | 826 |
Зубарево | 842.5 |
Размахнино | 859.5 |
Онон | 881 |
Шилка | 905 |
Апрелково | 930 |
Нерчинск (ныне Приисковая) | 949.5 |
Бянкино | 973 |
Куэнга | 983 |
Сретенск | 1032 |
* Забайкальская линия, как часть Великого Сибирского пути, начиналась на станции Мысовая, на берегу Байкала и заканчивалась в Сретенске, перевалочном пункте на берегу реки Шилки.
1 верста = 1,0668 км. В 1 версте было 500 саженей.
1 сажень = 2,1336 м.
Карта Забайкальской линии и прилегающих мест, 1903, Мысовая – Сретенск (@MR)
Источник: Альбомъ исполнительныхъ чертежей по постройкъ Забайкальской желъзной дороги, Байкальской вътви, вътви къ Китайской границъ и пристаней парома-ледокола на озеръ Байкалъ. 1895-1901.
Сергей Сигачев, автор сайта transsib.ru.