Главная Статьи Верстовая нумерация Забайкальской линии и ошибки на открытках

Верстовая нумерация Забайкальской линии и ошибки на открытках

Автор: Сигачев Сергей Геннадьевич (Хабаровск)

Открытка Забайкальской линии с ошибкой
Изучая старые открытки Великого Сибирского Пути, изданные в изобилии в конце XIX – начале XX века, я обратил внимание на то, что тексты к ним часто не соответствовали истинному положению дел. Первая и наиболее распространенная ошибка заключалась в том, что перевиралась верстовая нумерация изображенного в открытке места. Еще одна ошибка касается датировки события: т.е. оно в указанный год выглядело уже не так или еще не так. Третья, гораздо более редкая, ошибка касалась самого описания достопримечательности или вида, который был на открытке отпечатан.

И открыток с ошибками на этом сайте собрано уже несколько. Рассмотрим, например, изображение долины Хилка Забайкальской линии (фрагмент открытки приводится слева).

В аннотации к открытке указано, что это “Полотно жел. дор. по берегу р. Хилка на 640 версте”. Так ли это? При внимательном подходе обнаруживается, что 640-я верста Забайкальской линии находится аж за Яблоновым хребтом, намного восточнее. А издатель передвинул этот вид долины Хилка… на 200 верст! Т.е. он мог находиться на 440-й версте (что наиболее вероятно по состоянию местности), но никак не на 640-й и даже не на 540-й версте. Или, допустим, вот еще открытка: “Вид Петровскаго железоделательного завода на 201-й версте”. И тоже вранье: станция Петровский Завод находилась на 288-й версте, а завод на 1-2 версты восточнее, т.е. на 289-290 верстах.

А вот ошибки погрубее: на открытке написано: Грубая ошибка в определении изображенного местаКругобайкальская жел. дор. Граница Маньчжурии и России”. Что сказать об этом? Издатель перенес изображенное место на добрую тысячу километров западнее. Ведь сама по себе Кругобайкальская дорога заканчивалась на станции Мысовая на Байкале; затем начиналась более чем 1000-верстная Забайкальская дорога, а граница России и Маньчжурии находилась еще в 300 км юго-восточнее Забайкальской дороги, на ветке к Китайско-Восточной линии, проложенной через степное Забайкалье.

Вот и еще такая же грубая ошибка: “Кругобайкальская жел. дор. Станция Китайский разьезд” (на самом деле этот разъезд находится в 778 верстах от ближайшей станции Кругобайкальской линии – Мысовой).

Еще примеры грубых ошибок: открытка с надписью “Ст. Курган”, где на самом деле изображен первый вокзал Красноярска; или открытка “Кругобайкальская ж.д. Дорога через тайгу близ ст. Выдрино” (близ Выдрино нет и в помине никаких тоннелей, а место это на самом деле находится на участке Кругобайкалки, удаленном от Выдрино далеко к западу, более чем на 100 км).

В чем же причина этих многочисленных ошибок? Дело в том, что 90 – 100 лет назад Великий Сибирский Путь был очень популярен – про него много писали, о нем говорили. И, конечно, тогдашние издатели спешили заработать на интересе читателя: зачастую открытки, посвященные этой величайшей железнодорожной артерии, выпускали мелкие издательства, без достаточной проверки помещенного в них содержания и надписей. Вот и результат.

Итак, для облегчения ориентировки я хочу привести точную верстовую нумерацию Забайкальской линии: именно на открытках, посвященных этому участку Великого Сибирского Пути, обнаружен наибольший процент ошибок. Внимательно просматривая исторические снимки, можно самостоятельно поискать дореволюционные глюки 🙂

Пункт Забайкальской линии Верста
Мысовая 0
Посольская 44.5
Селенга 79.5
Татаурово 118
Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) 153.5
Онохой 187
Заиграево 207
Илька 229
Горхон 256
Кижа 269.5
Петровский Завод 288
Баляга 305.5
Тарбагатай 319
Толбага 336.5
Хохотуй 358.5
Бада 380.5
Тоннель Шотхоте (длина 30.5 сажени) 395
Жипхеген 403
Хилок 428
Гыршелун 444.5
Хушенга 463
Харагун 483.5
Тайдут 503
Загарино 522
Могзон 541
Гонгота 560
Сохондо 570
Яблоновый перевал, наивысшая точка 590
Знаменитый тоннель (на самом деле галерея, длина 39.56 саж) 591
Яблоновая 602
Кука 615
Ингода 636.5
Черновский 652
Чита (ныне Чита-1) 672.5
Чита-Город, после 1903 (ныне Чита-2) 677
Атамановский 690
Кручина 707
Маккавеево 728
Карымская 766.5
Китайский разъезд (ныне Тарская) 778
Урульга 805.5
Савинский 826
Зубарево 842.5
Размахнино 859.5
Онон 881
Шилка 905
Апрелково 930
Нерчинск (ныне Приисковая) 949.5
Бянкино 973
Куэнга 983
Сретенск 1032

* Забайкальская линия, как часть Великого Сибирского пути, начиналась на станции Мысовая, на берегу Байкала и заканчивалась в Сретенске, перевалочном пункте на берегу реки Шилки.

1 верста = 1,0668 км. В 1 версте было 500 саженей.
1 сажень = 2,1336 м.

Карта Забайкальской линии и прилегающих мест, 1903, Мысовая – Сретенск (@MR)

Источник:
Альбомъ исполнительныхъ чертежей по постройкъ Забайкальской желъзной дороги, Байкальской вътви, вътви къ Китайской границъ и пристаней парома-ледокола на озеръ Байкалъ. 1895-1901.


Сергей Сигачев, автор сайта transsib.ru.